Вторник, 11.12.2018, 10:04
Приветствую Вас Мусафир-Гость
Главная | Регистрация | Вход
Сайт Ибадлаева Рустема о Крымскотатарской и Восточной кухне.

Главная » 2018 » Май » 17 » 18 мая
17:03
18 мая

Жертвам депортации

крымскотатарского народа посвящается

18 майыс куню эпимиз мейданда топланып,сюргюнлик фаджиасынынъ къурбанларыны анъайыкъ!

 

«…18 мая 1944 года в 3 часа утра постучали в дверь. Мама открыла, и сразу вошли два солдата с автоматами и приказали собираться. На сборы дали 15 минут. Сказали, чтобы взяли еды на 3 дня и больше ничего. Мы оделись. Мама говорит, нас везут на расстрел. Немцы евреев расстреливали, а теперь вот – русские – татар. Так как мы жили в общем дворе, я зашла к соседке Асие и сказала ей, что нас выселяют и они могут переехать в нашу комнату. На что она мне ответила, что их тоже выселяют. Позже они от голода умерли в Узбекистане…. Давали 400 гр. хлеба. Нас от голода спасали сахарная свекла и шелковица. Один паренёк татарин собрал 700 гр. пшеничных колосков и его судили за это…»

 

«…Возле ворот стояла грузовая машина и нас, всех татар, туда погрузили. Вещи выкидывали с машины по всей Массандре. 3 грузовые машины повезли нас через Ай-Петри в Бахчисарай. Сопровождали нас солдаты с автоматами. Погрузили в телячьи вагоны и закрыли дверь. Вагоны были так заполнены, что приходилось спать сидя. В пути 3 дня не открывали дверь и кушать не давали. Медперсонала, туалета (ходили на тряпочку и через дырку бросали), воды не было. На 4 день открыли дверь и каждому дали кусочек хлеба и соленую рыбу. Поезд останавливался один раз в два дня и то только в степи. У кого была мука, делали тесто, и разжигая огонь, пекли лепешки на железке. А иногда даже сырым ели. В пути умерших оставляли у дороги, хоронить было некогда. Женщина, потерявшая во время высылки двоих детей, сошла с ума…»

 

«…Погрузили в вагоны, в каждый вагон по 40-50 человек. Медицинского обслуживания не было. Еду и воду давали только на остановках. В пути находились 18 суток. Привезли нас на станцию Курган-Тепе Андижанской области и сразу погнали в баню. Потом нас отвезли в кишлак Тешикташ. Работали на хлопковых полях. Через неделю умерла бабушка…»

 

«…Отправили нас из Буюк-Онлара. Грузили в товарные вагоны, дети плакали, мама хлопотала за нас, чтобы мы не потерялись, и за папу, он из-за болезни не мог самостоятельно ходить.Когда в пути состав останавливался, все выбегали из вагонов, чтобы готовить еду. Точно знаю, что солдаты нас не кормили и не поили.

Я не помню, чтобы кто-то спрашивал у нас о здоровье, мы не имели возможности умываться (не было воды), спали в чём были. Появились вши, мы их давили пальцами. Умерших оставляли на дорогах…»

 

«…18 мая на рассвете, когда мы ещё спали, к нам постучали, я проснулся. Смотрю, стоят один офицер и два солдата с автоматами. Отец начал собираться, а офицер говорит: «Собирайтесь все. – Потом он что-то зачитал и добавил: – Вам 30 минут на сборы, взять с собой только всё необходимое».Машину пригнали прямо к нашим дверям. К обеду наша машина уже была на станции Семь Колодезей, где нас всех погрузили в телячьи вагоны. На окнах были колючие проволоки. Я узнал от старших, что в вагон погрузили 92 человека. По пути на какой-то станции местные жители забросали нас камнями. Никакой медицинской помощи не было. В пути умерла одна старушка и наш младший брат. На станции их сняли с вагона, где похоронили не знаем. До станции Джума Самаркандской области ехали 28 суток. По прибытию несколько суток ночевали на улице. Потом нас отвезли в колхоз им. Ордженикидзе. Всех поместили в сарай, вместо постели дали солому. Кто был старше 12 лет, работали на колхозных полях. От голода в нашей семье умерли три младшие братья и сестры. Трое мужчин ходили по домам, собирали трупы.

Лекарств никаких не было. Питались жмыхом…»

 

 

«…Вагоны, в которые нас грузили, были грузовые. К дверцам вагона были приставлены щиты из досок, по которым мы залезали в вагоны. Удобства в вагонах не было, людей было много, семей 15-20. Туалета, воды не было. В пути еду дали 2-3 раза. Последний раз, помню, дали рыбный суп. Никакого медицинского обслуживания не было.

Умерших вынуждены были оставлять на товарных станциях. В дороге были 15 суток. Привезли в Узбекистан в Андижанскую область...»

 

 

«…Людей грузили в товарные вагоны. В вагоне 60-70 человек. Среди нас была одна беременная женщина. Она родила в вагоне в пути, ее высадили на одной из станций. В вагонах не было ни воды, ни туалета. Воду набирали на станциях. В туалет ходили тоже на станциях. Один мужчина из нашего вагона хотел в туалет, залез под вагон, но в это время поезд тронулся и он погиб. Иногда на станциях нам давали что-то похожее на помои, но и этого на всех не хватало. Никакого медицинского обслуживания не было. Умерших оставляли на станциях, а как поступали с ними потом, мы не знали.

Кормили нас 1 раз в день сушенной соленой рыбой, сваренной в воде с сухарями. На одного человека давали одну маленькую рыбку и сухарик. После соленой рыбы очень сильно хотелось пить. Воду мы набирали только во время остановок поезда. Медицинскую помощь в пути не оказывали. В нашем вагоне умерших людей не было.

Первые дни давали только хлеб, на работающего 700 грамм хлеба в день, иждивенцам – 300 грамм. Мои сестра и братья все остались живы, только девочка Диляра, через неделю после прибытия умерла от голода. Каждый день от истощения и жары умирали люди…»

 

 

 

«…Так как вагоны были товарными, удобств не было. Посередине вагона какой-то мужчина сделал дыру, для естественных потребностей. В каждом вагоне было 60-70 человек, в зависимости от состава семьи. Нас специально не кормили, то, что успели взять с собой родители, быстро закончилось. Но, на небольших остановках, давали по 2 ведра баланды и 1 мешок хлеба. Медицинского обслуживания не было. На станциях в каждый вагон заходили солдаты и спрашивали, есть ли умершие. Если они были, их забирали. Что было с ними дальше, мы не знали.Отец нам потом рассказывал, что в пути в Узбекистан, до Ферганы мы ехали 18 дней…»

 

 

 

«…Собрали всех людей на улице и под дулами автоматов погрузили в грузовые машины. Нас повезли на железнодорожный вокзал в Бахчисарае.Там стоял шум, плач детей и женщин, мольба старых людей. Думали нас везут убивать. Людей затолкнули в вонючие, грязные, вшивые вагоны. Ни воды, ни еды, ни туалета, ни медицинской помощи не было. Поезд останавливался где-то далеко от станции, люди бежали на станцию за водой, кто-то пытался развести огонь и испечь лепешку, в это время поезд трогался и люди забрав полусырые лепешки бежали за ним. Я всю дорогу лежала, так как поезд сильно трясся.

Выгрузили нас далеко от станции в Джамбайском районе Самаркандской области. Первую ночь мы провели под открытым небом. На другой день появились арбы и стали развозить нас по кишлакам. Работали мы на хлопковых полях. Жара была 45 градусов, еды не было, воду пили из арыка…»

 

 

 

«…Ехали 14 дней. Кормили плохо. Простаивали эшелоны по 3-4 дня. Лишь в Саратове накормили «царской» пищей: суп ячневый – очень вкусный, и белый хлеб - все ахнули. Потом много лет вспоминали об этой еде. Такой хлеб люди не ели с начала войны. По дороге люди умирали, много было больных с высокой температурой, кашляли всю дорогу.

В 1945 г. почти месяц мы жили без хлеба, муки, питались только фруктами – абрикосами и яблоками. Выскочила какая-то трава, мы две недели питались ею (по-моему, это была лебеда). И до того она осточертела, я думаю: если еще раз в рот ее возьму, то умру…»

 

 

 

«…18 мая 1944 года в 3-4 часа ночи раздался страшный стук в дверь, крики, угрозы. Все мы испугались. В дом ворвались вооруженные солдаты и зачитали постановление о высылке и дали 15 минут на сборы. Мама успела взять чемодан с вещами, документы и фотографии. Бабушка взяла кое-что из еды на три дня. Так было заявлено солдатами. Нас под дулами автоматов повели к обочине дороги Кучук-Ламбат.Собрали всех у дороги, загнали в машины и повезли под конвоем в Симферополь. Там загрузили, как скот, в завшивленные товарные эшелоны. В вагонах дышать было нечем. Ни о каком санитарном состоянии речи не было. Без воды, туалета. Кормили один раз в сутки бурдой. Делали это для галочки.Никакого медицинского обслуживания не было. Моя мама была назначена старшей по вагону, по образованию она сестра запаса, окончила курсы Общества Красного Креста в Ялте.Трупы умерших людей оставляли прямо у рельсов, а были случаи, когда сбрасывали из вагонов на ходу.В дороге были 18 суток…»

 

 

 

«…Нас подвезли прямо к составу, стоявшему у платформы. Грузовые вагоны были оборудованы нарами из свежих досок. В один вагон грузили 8-10 семей, часов в 11-12 состав тронулся.Первая остановка была в Мелитополе, стояли 30 минут, далее останавливались часто. В вагоне солдат не было, они ехали в специальном вагоне и на каждой остановке открывали двери. Люди выпрыгивали из вагонов, разжигали очаг и начинали печь на сковородках лепешки. Часто состав останавливался там, где еще тлели угли предыдущих составов. Никто не знал, сколько времени будет стоять состав. По первому гудку паровоза сворачивали свои "кухни" и уже на ходу прыгали в вагоны. Были и несчастные случаи, люди попадали под вагоны. В полу вагона прорезали отверстие и использовали как туалет. Были в пути 17 дней. Состав остановился на 55 разъезде Янгиюльского района в 30 км от Ташкента. Раздали хлеб. Хлеб давали несколько раз в пути. На один вагон (50-60 чел.) давали 5-6 булок хлеба, который делили уже в вагоне. Позже давали паек – 200 гр. хлеба на иждивенца и 400 гр. на работающего. Работа была изнурительная, от темна и до темна. Работали через силу. Начали умирать дети, старики и взрослые. В Узбекистане сестра родила пятого ребенка. Из шести наших детей один остался жив…»   По материалам «Центра информации и документации крымских татар» http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Deportation/index.html

Просмотров: 305 | Добавил: Kurt | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Ваше любимое крымскотатарское блюдо
Всего ответов: 576
Статистика
Категории каналов
Avdet (5)
stalik (3)
cinza (1)
dermen (1)
hoshaf (1)
perec (1)
yazma (1)
zelen (1)

Rambler's Top100 Использование материалов сайта лишь с разрешения Ибадлаева Рустема и публикацией ссылки на материалы сайта
Copyright MyCorp © 2018Сайт управляется системой uCoz
My Great Web page